Лекция 1. Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина
Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников (прошлое – исторический источник – историк), причем историки постоянно испытывают недостаток в необходимой информации. Поскольку общественное устройство, наука и культура непрерывно развиваются, постольку разрыв между той информацией, которая непосредственно содержится в источниках (и отражает представления и цели людей своего времени), и той, которая необходима современному историку (и отражает представления и задачи сегодняшнего дня), не только сохраняется, но и углубляется по мере увеличения интервала между временем создания источника и настоящим. Поэтому главная из прикладных задач источниковедения состоит в повышении информативной отдачи источников. Растет потребность в сведениях, непосредственно не выраженных в источнике. Эта потребность может удовлетворяться, во-первых, путем вовлечения в научный оборот новых, ранее не использовавшихся источников, и, во-вторых, посредством повышения информативной отдачи уже известных источников. Первый путь, в конечном счете, ограничен. Поэтому разработка принципов, путей и методов повышения информативной отдачи источников становится все более актуальной задачей источниковедения [ Миронов, с. 17].
Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД)– система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторического исследования. Каждая из ВИД имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник. На их основе и с привлечением их материалов и выводов источниковедение строит теорию и методику изучения исторических источников.
Одна из самых актуальных проблем современной науки состоит в том, чтобы преодолеть традиционное разделение изучения различных аспектов человека как личности, человеческой деятельности разными науками. Ставится задача выработать такие научные методы, которые могли бы охватить взаимодействие биологической, материальной, духовной, эколого-географической сторон человеческой природы в их реальном соотношении. В этой связи несомненный интерес представляет исследовательский опыт исторических дисциплин, которые традиционно называют вспомогательными. Одна из них – генеалогия – дисциплина, изучающая родственные связи людей. Исследователи характеризуют данную науку как обладающую большими исследовательскими возможностями: “Генеалогия в наибольшей степени способна адекватно отвечать задачам познания самых замысловатых конфигураций исторического процесса, самых разнохарактерных структур общественных формаций, жизненных мотиваций их представителей” [ Митрофанов, с. 172]; “Генеалогию можно рассматривать как синтетическую макродисциплину по истории родовой сущности людей” [ Борисенко, с. 61]; “Генеалогия приобретает характер единой гуманитарной науки о людях” [ Наумов, с. 3].
Интерес к своему происхождению был присущ человеку изначально. В эпоху родового строя в устных преданиях сохранялась память об этногенезе народов, предках и их героических подвигах. В античном обществе происхождение стало определять социальный статус человека – его свободу или несвободу, гражданское полноправие. Знание этих корней и гордость за деяния предков имели не только моральный престиж, но и социальный смысл. Уже у римлян появился обычай демонстрировать портреты и скульптурные изображения предков и свитки с их родословными. В средневековье происходит расцвет практической генеалогии, связанный желанием подтвердить дворянское происхождение.
Существует и философское объяснение данному явлению. Среди вечных тем духовной культуры человечества во всех ее подразделениях важнейшей является проблема жизни и смерти. Один из аспектов этой проблемы связан с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно оказывается в центре внимания человека. Так вот, один из видов бессмертия – в генах потомства, близок большинству людей. Мощнейшим из влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла [ Философия, с. 289]. Русская классическая литература дает тому много примеров. Например, С. Т. Аксаков в “Семейной хронике” о том, как старик Багров узнал о рождении своего первого внука, описывает так: “Просыпаясь от крепкого сна, едва старик потянулся, как ворвался Мазан и, запинаясь от радости, пробормотал: “Поздравляю, батюшка Степан Михайлович!” Первым движением Степана Михайловича было перекреститься. Потом он проворно вскочил с постели, босиком подошел к шкапу, торопливо вытащил известную нам родословную, взял из чернильницы перо, провел черту от кружка с именем “Алексей”, сделал кружок на конце новой черты и в середине его написал “Сергей””.
Несомненно, что генеалогическое сознание способствовало самовосприятию людей не только как части семейного окружения, но и как части крупной социальной и этнической общности. Родственные связи, охватывающие все население, будучи осознаны, способствовали превращению популяции как лишь демографической совокупности в этническую общность, в единый народ [ Сахаров, с. 68].
Первоначальное назначение генеалогии утилитарно: греческое слово γενεαλογια переводится как “родословная”, т.е. учение о роде ( γένος - род, происхождение, поколение; λόγος - слово, наука), и означает запись представителей того или иного рода по поколениям.
Генеалогия как дисциплина, подобно другим ВИДам, прошла два основных этапа в своем развитии: практический и научный. Различие между практической и научной генеалогией принципиально. Научная генеалогия всегда подчинена задачам исторического исследования, практическая – юридически оформляет степень родства между определенным кругом лиц, устанавливая их положение в структуре общества.
В России временем становления генеалогии как научной дисциплины стал XVIII в. В трудах В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина в соответствии со сложившейся общеисторической методологией генеалогические проблемы занимали центральное место, исторический текст структурировался по именам правителей и датам их правления. Российские историки того времени не имели специально-генеалогических знаний, поэтому их росписи и таблицы, приложенные к общеисторическим трудам, отличались громоздкостью, сложностью, неточностью и неполнотой. В 20-30-е гг. XIX в. в трудах П. В. Хавского и М. С. Гастева определены основные генеалогические термины, очерково изложена история накопления генеалогического знания, показана в соответствии со сложившейся западноевропейской традицией методика графического изложения родословий. Теоретический толчок начала XIX в. задал эмпирическую парадигму почти на столетие, предопределив сдвиги в практической генеалогии. Во второй половине XIX в. выходят генеалогические справочники П. В. Долгорукова, А. Б. Лобанова-Ростовского, В. В. Руммеля и В. В. Голубцова, которые, несмотря на не вполне критическое отношение авторов к источникам, в то же время уделяли основное внимание полноте и точности изложения материала. Наблюдается снижение роли генеалогии для общеисторических трудов (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский), что косвенно свидетельствует о превращении ее в самостоятельную дисциплину [ Свищев, с. 67].
Трактовки предмета генеалогии, ее задач чрезвычайно разнообразны. Первое определение теоретической генеалогии привел М. Гастев. По его мнению, она “содержит правила отыскивать начало, связи, продолжение и распространение родов; начертывать родословные таблицы, рассматривать их, критически оценивать генеалогические документы” [ Гастев, с. 12]. Крупнейший генеалог дореволюционной России, основатель научной генеалогии Л. М. Савелов определение генеалогии разделил на две части. Первая, или “внешняя официальная часть”, гласит: “Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц”. Вторая часть, которая “является только желательным дополнением, т. е. тем идеалом, к которому должен стремиться каждый генеалог, желающий дать яркую картину общественной и семейной жизни интересующего его рода или семьи”, определялась так: “Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной” [ Савелов, с. 21].
В дальнейшем в исторической литературе существовали обе тенденции в определении предмета генеалогии – от предельно узкой, ограничивающей ее функции только достоверным доказательством факта родства, и до расширительного толкования, которое наряду с реконструкцией собственно родословных включает исследования исторических биографий, истории семейств и их имущественного положения, социального статуса, места в системе государства, вклада в общественную и культурную жизнь [цит. по: Петрова, с. 201]:
“история семьи” (С. Н. Быковский);
“выявление происхождения индивидов в преемственной их последовательности одного от другого и объединении их в семью” (А. М. Большаков);
“учение о родословии” (А. А. Введенский);
“установление родственных связей лиц, действовавших на исторической арене” (С. Б. Веселовский);
“происхождение, социальное положение исторических деятелей…, изучение биографий, происхождения семейных связей” (А. А. Зимин);
“установление фактов родства…, их историческое осмысление” ( А. И. Аксенов);
“изучение семейно-родственных связей и социального происхождения конкретных исторических лиц” (А. В. Елпатьевский);
“изучение родственных связей между отдельными лицами и история семей различного социального происхождения” (М. Е. Бычкова);
“изучение и составление родословных, выяснение происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявление их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности” (В. Б. Кобрин).
Е. В. Пчелов [2000], отмечая, что в научной литературе присутствуют расплывчатые трактовки генеалогии, определяет ее как науку, изучающую: 1) генеалогические связи между людьми (родство и свойство); 2) те системы, которые вследствие этих связей возникают (роды, семьи и др.); 3) историю самих этих систем (их происхождение, развитие и гибель).
Е. А. Мельникова отмечает три значения понятия генеалогии: 1) происхождение и история родственных связей определенных семей и их членов; 2) тексты, содержащие перечисление в определенной последовательности предков некоего человека; 3) специальная историческая дисциплина. Таким образом, по мнению автора, понятие охватывает и научную дисциплину, и предмет ее исследования, и один из основных видов источников для его изучения [Древнейшие государства…, с. 3].
Мы придерживаемся точки зрения, аргументированной в статье О. В. Петровой: “Обобщая имеющиеся данные, можно сделать вывод, что вся генеалогия в целом – это также средство познания одной из сторон истории; ее предметом являются методы изучения родственных связей, а главным методом – родословная. При помощи генеалогических методов можно привести в систему сведения о родах и родственных связях, обеспечить, таким образом, их исчерпывающее и упорядоченное использование. Отсюда вытекает основная задача генеалогии, которая заключается в выработке наиболее эффективных путей составления родословных и подготовки справочников [Петрова, с. 208].
Но, давая определение генеалогии как метода изучения родственных связей, не следует его абсолютно противопоставлять традиционным определениям. Генеалогия, как всякая наука, может быть представлена в узком и широком планах, и во втором случае она есть “история семей, родов…” Но при определении науки в узком плане надо исходить из того, что составляет ее специфику и отличает от других наук. “История семей, родов” – это историческое исследование, опирающееся на изучение определенных источников с анализом последних разнообразными методами.
Д. М. Шаховской определяет в зависимости от эпохи следующие функции генеалогии:
– мистико-историческое значение в Библии;
– династическое, когда это касается государства;
– наследственное, когда это касается частных лиц, следовательно, она играет роль во внешней политике, во внутренней и в общественной жизни народа;
– развитие медицины показывает необходимость ее применения, особенно в генетике и т. д. [ Шаховской, 1993, с. 5].
Уникальность генеалогии как специальной исторической дисциплины определяется не только широкими задачами, которые ставятся перед ней, но и ее практически неограниченной источниковой базой [ Корусенко].
Вообще говоря, документы, содержащие генеалогическую информацию, – понятие весьма широкое. Можно различать среди них, во-первых, собственно генеалогическую документацию, специально созданную или подобранную для доказательств происхождения и родства (как, например, родословные книги российского дворянства, уже ставшие предметом специального исследования); во-вторых, это документы, содержащие информацию массового характера, позволяющую создавать банк соответствующих данных о лицах и их родственных связях (например, документы по личному составу); в-третьих – это всякая документация, содержащая данные о лицах, а следовательно, те или иные данные, при соответствующем сопоставлении и исследовании пополняющие генеалогические сведения [ Медушевская, 1993, с. 30].
Собственно прямыми источниками в генеалогии считаются родословные росписи, таблицы, составленные в практических целях, записи и документы коллегий герольдов, относящиеся к изучаемой эпохе.
“Прямые” генеалогические источники требуют весьма осторожного и критического подхода к себе. Это относится к легендам о происхождении родов. Как правило, они достоверны на протяжении 2-3-х поколений. Затем свидетельства становятся неточными. Достоверность исторической основы в легендах устанавливается путем сопоставления их с источниками других типов – документальными и вещественными, со свидетельствами, исходящими из других стран. Проверка подлинности источников предполагает текстологический анализ, выявляющий подделки и приписки, учет времени составления родословия, личности того, кто был его составителем. Важная роль в проверке подлинности родословных отводится генеалогическому счету (25-30 лет между поколениями).
Среди огромного массива косвенных источников первостепенное значение для генеалогии имеют документальные памятники, характеризующие классовую и сословную принадлежность, родственные связи исторических лиц: метрические свидетельства, брачные договоры, завещания, документы из семейных архивов.
Важную роль в генеалогическом исследовании играют документы, характеризующие имущественное положение различных категорий населения: грамоты земельных пожалований, церковная документация, списки налогообложения, а также частные акты – купли-продажи, дарений, завещаний. Однако здесь исследователя подстерегает ряд опасностей. В простонародной среде высока повторяемость имен, часто отсутствуют фамилии, это затрудняет идентификацию исторических лиц. Поэтому эффективно только использование большого актового материала, относящегося к одному и тому же времени и месту.
Ценные исторические сведения содержатся и в нарративных источниках: хрониках и других исторических сочинениях, житиях, некрологах, мемуарах, дневниках, публицистике, памятниках эпистолярного жанра.
Важную для генеалогии информацию таят в себе материальные памятники: это церковная утварь, сохранившая имена дарителей, надгробия и эпитафии на них, доносящие до нас имена, даты рождения и смерти, обстоятельства жизни и карьеры. В качестве источников могут быть также использованы монеты и медали, печати, родовые гербы [ Дмитриева, с. 29-32].
Среди научной общественности даже звучали призывы законодательно оформить понятие “генеалогический памятник”:
“Речь идет о введении в федеральный закон “Об охране и использовании памятников истории и культуры” (в развитие Закона РСФСР 1986 г.) нового вида памятников – генеалогического памятника истории и культуры, под которым понимаются родословные книги.
В ст. 20 действующего закона перечислены такие виды памятников, как “предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания…”. Генеалогический памятник истории и культуры каждого человеческого рода или жителей целого поселения, будь то город, его часть или деревня, имеет один или несколько признаков, подпадающих под определение движимого вида памятника. Это дает основание говорить о возможности причисления генеалогических памятников к охраняемым законом” [ Аржанцев].
Генеалогия как наука занимает уникальное место в системе человеческого знания: с одной стороны, является частью источниковедения, входящего в свою очередь в комплекс дисциплин, составляющих историческую науку, с другой – она междисциплинарна, способна существовать вне сферы истории как науки и именно там, где предметом или одним из предметов изучения является человек в его родственном окружении (юриспруденция, генетика, медицина, антропология и др.) или же используются генеалогические методы исследования (демография, социология, фольклористика, лингвистика, биология и т. д.). Кроме того, генеалогия может существовать вообще вне сферы науки как факт общественного и индивидуального самосознания, как часть повседневного практического опыта.
В настоящее время генеалогические факты выступают как необходимые исходные данные для междисциплинарных исследований широкой тематики:
1) Политическая история в связи с историей правящих династий, династических браков и их местом в истории международных, культурных связей. Родственные связи или противостояние семейств друг другу во многом определяли характер и содержание политической борьбы в средневековье, которая нередко приводила к возвышению одних и поголовному истреблению других кланов наряду с другими более важными последствиями социально-экономического порядка. “Генеалогия в данном случае может выступать неким системообразующим фактором, той основой, тем каркасом, на который уже “наслаиваются” другие вопросы и проблемы” [ Пчелов, с. 7].
2) История сословий, корпораций, социальных слоев и групп и связанных с ними учреждений. Традиционно использовались и используются генеалогические данные для изучения феодальной знати и служилого дворянства в России. Активно разрабатывается методика генеалогии купечества, крестьянских семей. В связи с этим исследователи отмечают формирование генеалогии нового типа – комплексной, “объектом разработки которой является одновременно какое-то значительное количество фамилий, представляющих определенный класс, социальную группу, регион, исторически обусловленные и исторически обоснованные”. При этом “главная цель состоит в том, чтобы путем сравнительного генеалогического анализа многих родов выявить условия и закономерности формирования и развития определенных социальных групп” [ Аксенов, с. 10].
3) Краеведение. В последние десятилетия заметно усилился интерес научной общественности к проблемам исторического: “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества” [ Лихачев, с. 224]. На II Всесоюзной конференции по историческому краеведению в выступлениях участников отмечалось: “… История семьи, которой часто занимаются ее члены, в будущем может быть источником для историков. Запись воспоминаний людей старшего поколения должна стать частью работы краеведов… Генеалогия из науки, обрабатывающей исторический материал по истории семьи, добытый из различных источников, способна и должна превратиться в науку, собирающую такой материал у самых различных семей, сохраняющую современную устную историческую память для будущих историков” [ Бычкова].
Историки отмечают, что важной задачей краеведов является освещение процесса исторического заселения края, изучение истории всех без исключения населенных пунктов. Во многом данную проблему можно решить с помощью генеалогических методов изучения: “…изучение истории крестьянских семей может дать важные сведения для ряда аспектов колонизируемых окраин: выявление мест выхода переселенцев и внутренних миграционных путей; датировка основания сельских населенных пунктов, рост этих поселений; специфика структуры семьи на разных этапах заселения; родственные связи с коренным населением; степень устойчивости проживания на новых местах; соотношение естественного и механического прироста населения и др.” [ Громыко, с. 197].
Вообще, можно увидеть внутреннее родство генеалогии и краеведения: обе дисциплины имеют предметом своего изучения микроуровень исторического бытия, т. е. деятельность человека в его ближайшей исторической среде. Выяснение вопроса о взаимоотношениях двух дисциплин позволило исследователям говорить о том, что “в интегративной роли генеалогического знания при изучении краеведческих вопросов кроется подлинная, глубинная связь этих дисциплин, позволяющая говорить не просто о генеалогии и краеведении, а о краеведческой генеалогии как подразделении краеведения, занимающимся изучением семейной истории, родословием отдельных лиц и фамилий, их социально-культурной ролью на локальном уровне” [ Свищев, с. 179].
4) Социальная психология. В сочетании с другими сведениями генеалогические факторы открывают путь для социально-психологических исследований, изучения общественного мнения и сознания. За такими социально-психологическими категориями, как “мезольянс”, “блестящая партия”, “неравный брак”, имеющими в виду определенные сословные, имущественные, религиозные или национальные, профессиональные оценочные суждения, возрастные предпочтения или суждения о внешних данных, относительных в разных слоях и изменяющихся во времени, угадывается различный образ жизни людей в его историческом развитии [ Медушевская, с. 28].
5) Историческая демография. В демографии в 1950-х гг. французскими исследователями разработан и активно используется т. н. метод “восстановления истории семей”, основанный на применении анализа генеалогических данных. Машинная обработка материалов демографии привела к усовершенствованию генеалогических таблиц. В генеалогическом исследовании могут быть затронуты такие стороны, как продолжительность жизни членов рода, в т. ч. в сравнении с выводимыми средними величинами для определенных территории и периода.
6) Историческая география. При изучении истории переселенцев из Европы на другие континенты рассматриваются демографический, социологический, и, конечно, генеалогический аспекты истории переселенцев в течение ряда поколений представителей конкретных наций.
7) Историческая экология. Окружающая человека среда многопланова. Отношение к генеалогии будет иметь такая проблема, как влияние хозяйственной деятельности рода и его членов на окружающую среду. Предметами изучения могут быть влияние промышленных предприятий, принадлежавших членам рода, на природу, занятие сельским хозяйством, включая применение тех или иных способов обработки земли. Важной стороной исследований может стать изучение экологического поведения и экологического сознания, передающихся в роду (отношение к природе в целом, отношение к земле, к лесу и т. п.). Эту сторону следует понимать также как часть исследования родовых традиций и культурного уровня родов. Другой аспект исследований – влияние среды на здоровье членов рода и на формирование их занятий. Затрагивая данные аспекты, генеалогия имеет возможность участвовать в раскрытии отношений родов и их отдельных представителей с природой, как в смысле преобразования природной среды в культурный ландшафт, так и в смысле сохранения естественного окружения [ Королев, с. 96-97].
8) Биографика и просопография. Объект биографического и генеалогического исследований в каком-то смысле один и тот же, предмет же различен. В одном случае – конкретный человек, связанный с прошлым и будущим родственными связями. В другом – система родственных связей в исторической жизни семьи, рода [ Беленький; Шумков].
Просопография – изучение коллективной биографии; изучая учреждение, организацию, корпорацию, исследователь выясняет биографии и генеалогические связи людей, в них действующих, и через их коллективную биографию стремится понять социальный состав, интересы, направленность учреждения.
9) Право и история права. В нормах обычного права место человека, его обязанности и поведение четко регламентированы в зависимости от тех систем родства, в которых он существует. Право, законодательно закрепленное и санкционированное государством, также учитывает происхождение и родственные связи (семейное право, право собственности и ее наследования).
10) Генетика. Генеалогический метод – один из основных подходов в изучении генетики человека. Сравнивая молекулы ДНК, передающиеся по мужской или женской линиям, генетики имеют реальную возможность не только исследовать механизмы наследственных болезней, но и изучать родственные связи ныне живущих индивидуумов, проверять некоторые историко-родословные гипотезы (например, решать вопросы принадлежности захоронений тому или иному роду, верифицировать родословные легенды, возводящие род к легендарным предкам), и даже определять время происхождения и родственные связи народов и этнических групп [ Родионов, с. 5-6].
Данные генетики, знание законов наследственности, в свою очередь, уточняют представление о генеалогических закономерностях. Генетика уточняет реальное число предков человека. Наследственность человека определяется всего 24 хромосомами, которые он получает от обоих родителей. Следовательно, он не может иметь более 48 реальных, или, как их называют, “эффективных”, предков. Правда, современная наука еще не в состоянии распознать их среди общей массы предков. В свете этого особый интерес приобретает изучение наследственности по мужской линии, так как известно, что лишь одна хромосома, определяющая мужской пол ребенка, абсолютно во всех случаях переходит от отца к сыну. Следовательно, каждый мужчина несет, по меньшей мере, одну хромосому от прародителя [Дмитриева, с. 18]. Биологическое направление, возникшее на Западе, понимало генеалогию как науку о природных психофизиологических условиях формирования и развития поколений в их индивидуальных проявлениях.
11) Культурная антропология. Выявленные антропологией принципы структур родства могут объяснить многие детали родословных: “Достаточно сослаться на различие между севернобуддийскими вариантами генеалогии Будды, рождающегося от брака параллельных кузенов, и южнобуддийской версией кросс-кузенного брака, соответствующего сингальской структуре родства. Принцип эндогамии (или связанный с ним – гипергамии) во многих обществах служит средством конструирования узких социальных групп. Доведение этого принципа до биологического абсурда наблюдается при обязательных инцестуозных браках внутри династии в монархиях типа Древнего Египта и некоторых других древнеафриканских стран, царства инков и др. В этой связи может представить интерес и выявленное в последних работах индийских антропологов биологическое своеобразие кастовых групп по отношению к иммунологической защите от некоторых болезней и сопряженным генетическим признакам” [ Иванов, с. 16].
Усиление междисциплинарности в изучении генеалогического прошлого, сотрудничество дисциплин в разработке общих проблем и обмен методами изучения обогащает каждую из них, причем взаимопроникновение их отнюдь не устраняет их самостоятельности, поскольку каждая дисциплина имеет собственную задачу, свой угол зрения.